Буддийский монах или боевик тайного общества?
К истории одного китайского амулета
Среди тысяч разнообразных китайских амулетов есть один весьма скромный на вид, но очень интересный монетовидный амулет. Интересен он не только своим необычным дизайном, о чем читатель узнает позже, но еще и тем, что до сих пор ни в Китае, ни за рубежом нет однозначного понимания как смысла его надписи, так и его предназначения.
Это небольшой по размеру диаметром около 30 мм бронзовый амулет с надписью на лицевой стороне из четырех иероглифов в стиле чжуань, который довольно часто использовался на китайских амулетах вплоть до начала 20 века из-за своей художественной привлекательности, декоративности и ассоциации с древними временами, что всегда ценилось в старом Китае. Надпись выполнена одной из многочисленных разновидностей стиля чжуань с характерными острыми углами, что придает ей налет легкого модерна. Надпись из двух знаков на оборотной стороне также выполнена стилем чжуань, но в более классическом привычном виде, отличающимся плавностью и округлостью линий (см. рис.1) .
По внешнему виду амулет напоминает обычную китайскую бронзовую круглую монету с квадратным отверстием, изготавливавшуюся в Поднебесной империи в течение более чем двух тысяч лет в неизменном виде. Монеты такого типа достоинством в 1 единицу вошли в нумизматику под названием чох или кэш и, наверно, есть в коллекции почти каждого нумизмата. Обычно надпись из четырех знаков на китайских монетах и амулетах в большинстве случаев читается или крестообразно (верхний, нижний, правый, левый знаки) или по часовой стрелке, начиная с верхнего знака. Казалось бы, прочти надпись одним из указанных способов и поймешь ее смысл, а отсюда и типологию амулета. Но в случае с рассматриваемым экземпляром все оказывается не так просто из-за того, что его создатели, фактически, зашифровали саму надпись, используя особенность китайского иероглифического письма, суть которой в том, что иероглифы состоят из ограниченного количества известных графических элементов и каждый иероглифический знак как бы складывается из этого набора элементов как детский конструктор.
Четыре знака надписи этого, как оказалось, загадочного амулета, если их записать современным нормативным письмом, выглядят как , но как ни старайся их складывать во фразу, меняя знаки местами, получаемая фраза не имеет никакого приемлемого смысла.
Способ разгадки надписи оказывается весьма оригинальным и напоминает некий ребус: если к каждому из этих знаков в определенную его часть присоединить один и тот же графический элемент, который выглядит как , то эти знаки меняются, превращаются в другие и собираются во фразу , при условии, если читать надпись против часовой стрелки по порядку - правый, верхний, левый, нижний знаки. Этим недостающим графическим элементом, по замыслу создателей амулета, является само квадратное центральное отверстие, и знаки нужно читать, рассматривая отверстие как часть каждого из четырех иероглифов. Так, центральное отверстие (по сути, недостающий графический элемент ) + правый знак дают знак , центральное отверстие + верхний знак образуют знак и т.д.
Теперь, наконец, знаки сложены во фразу и ее можно прочитать. Но это лишь самое начало - впереди еще много загадок и тайного смыла, вложенного в надпись неизвестными создателями этого бронзового ребуса ...
Итак, читаем надпись: «Вэй У Чжи Цзу». Смысл фразы дословно следующий: «Только я довольствуюсь самым малым». Здесь нужно немного пояснить мысль, выраженную в надписи, так как старый китайский письменный язык обладал уникальным свойством при минимуме средств передавать максимум значения, и не всегда прямой и дословный перевод выражает всю глубину смысла той или иной фразы или словосочетания. На первый взгляд, смысл фразы доносит одно из базовых понятий буддизма - скромность и неприхотливость в жизни, отрешение от всего материального, отказ от мирской суеты и мимолетных удовольствий в угоду духовно осмысленной жизни. Словосочетание имеет значение «довольствоваться самым малым», «быть не требовательным к материальному», то есть передает мысль о том, что главное в жизни не материальные, а духовные богатства, Вера, а не Злато. Именно так обычно всегда понимали смысл этой надписи, и, по этой причине, данный амулет нумизматы и исследователи чаще всего относили к буддийским как в Китае, так и, например, в Японии.
На этом бы и окончилась наша история, посвященная этому амулету-ребусу, если бы не старания китайского нумизмата Цзоу Чжиляна, который случайно наткнулся на уже забытые исследования Пекинского университета начала 30-х годов прошлого века по вопросу китайских тайных обществ. В манускриптах он обнаружил изображение этого амулета (см. рис.2) наряду с иллюстрациями многочисленных атрибутов китайских тайных обществ, таких как символические бирки, знаки власти, знамена, сакральные предметы и пр. Там же он нашел и пояснения к надписи амулета, которая читалась не так, как было обычно принято - четыре знака подряд, а по-другому: первые три знака читались вместе, а последний отдельно, образуя некое дополнение к смыслу первых трех.
На основе своих дальнейших исследований Цзоу Чжилян поддержал оригинальную гипотезу о том, что данный амулет выпускался тайным обществом Неба и Земли «Тянь Ди Хой» и являлся атрибутом лидеров этого общества.
Прежде всего, согласно этой гипотезе, надпись в контексте принадлежности к тайному обществу разбивалась на две части 3+1 и читалась как - «Только я знаю (все секреты нашего тайного общества), и (поэтому, обличенный таким доверием) горжусь - (последний знак читается отдельно от предыдущих трех). Но это еще не все! Тут есть и другая тонкость, о которой нельзя не упомянуть. В Китае, когда речь шла о какой-либо тайне, издавна употреблялось выражение – «Об этом знают Небо и Земля, а также знаю я», то есть подчеркивалось, что о какой-либо тайне знают очень немногие и эту тайну нужно строго хранить. По мнению Цзоу Чжиляна, именно это выражение и входит в надпись на амулете, только в усеченном виде, а именно его последняя часть - «Я знаю», а опущенные, но подразумеваемые два знака «Небо» и «Земля» есть намек на принадлежность обладателя этого амулета к тайному обществу Неба и Земли «Тянь Ди Хой». Предполагается также, что эти амулеты являлись атрибутами лидеров и руководителей Общества, которые пришивали его на верхнюю одежду, возможно, вместо пуговиц. В этой связи становится понятной и не очень ясная без данного контекста надпись на о.с. - - «С благодарностью ношу».
Развивая гипотезу о принадлежности данного амулета к Обществу «Тянь Ди Хой», Цзоу Чжилян обращает внимание на конспирацию и меры предосторожности, предпринятые создателями этого амулета. Во-первых, не каждый догадается, как читать надпись, зашифрованную в ребус с центральным отверстием. Во-вторых, если и прочитает, то будет трактовать как фразу из четырех знаков откровенно буддийского толка «Только я довольствуюсь самым малым». И тем более мало вероятно, что кто-то догадается о подлинном смысле «Только я знаю (все секреты нашего тайного общества), и (поэтому, обличенный таким доверием) горжусь», заложенным в надпись амулета, и о том, что в ней также скрыто и само название Общества. К размышлениям китайского нумизмата можно добавить, что и очень нетипичный порядок чтения против часовой стрелки, также, вероятно, выбран не случайно и имел целью намеренно сбить с толка непосвященного человека, будь то простолюдин или представитель власти.
Таким образом, с одной стороны, обладатель амулета заявлял о своей принадлежности к Обществу, с другой стороны, непосвященные в тонкости смысла и дизайна амулета люди не могли заподозрить его обладателя в связях с тайным обществом благодаря мерам предосторожности, предпринятыми создателями этого оригинального изделия.
По мнению Цзоу Чжиляна, данный амулет для лидеров тайного общества являлся знаком доверия своих товарищей и напоминал им о той ответственности, которую они несли перед тайным обществом, являясь носителями многочисленных секретов.
Тайное Общество Неба и Земли «Тянь Ди Хой» было образовано крестьянами и мелкими ремесленниками в провинции Фуцзянь сразу после завоевания Китая маньчжурами и основания последней в истории страны династии Цин в 1644 году. Китайские патриоты, не в силах бороться с иноземцами вооруженным путем, тяжело переживавшие поражение и позор своей страны, образовали это тайное общество в целях свержения иноземной династии и восстановления свергнутой китайской династии Мин. Впоследствии Общество Неба и Земли распространилось в районы течения реки Янцзы и на юг вплоть до провинции Гуандун. Общество было известно также под названием «Триада» и имело несколько региональных организаций под названием Общество Малых Мечей, Общество Красных Монет и Общество Старших Братьев. Серьезных успехов в подпольной работе общество не достигло, хотя в разные периоды правления династии Цин его члены примыкали к некоторым восстаниям, в том числе и к мощному Тайпинскому восстанию, и сами периодически поднимали мятежи, все из которых заканчивались провалом и жестоким подавлением со стороны Цинских властей. Члены этого тайного общества принимали участие на стороне демократического лагеря и в успешной Синьхайской революции 1911 года, свергнувшей Цинскую династию. Впоследствии, в период затяжной гражданской войны члены Общества постепенно перешли в лагерь реакционных сил, ушли от политических целей и переродились в мафиозные структуры криминального характера.
Так кто все же сделал этот амулет - буддийский монах или боевик тайного общества? До сих пор до конца не ясно. Гипотеза Цзоу Чжиляна логична и оригинальна, и опровергнуть или признать ее полностью помогут лишь дальнейшие глубокие исторические исследования. Тем не менее, в контексте нумизматики история с этим амулетом представляется захватывающим детективом и красивой сказкой.
Данный амулет встречается сейчас в копиях, например, рис.1 (источник - ZENO.RU - Oriental Coins Database, монета #5982). Имеются также разновидности с надписью, выполненной стандартным нормативным почерком кайшу с чистой о.с. (рис.3), а также выполненные из нефрита. Подлинный же амулет, если принять гипотезу о его причастности к тайному Обществу «Тянь Ди Хой», должен быть очень редким, учитывая небольшое число лидеров и руководителей, специально для которых он и был изготовлен.
Интересна также печать с той же надписью (оттиск см. Рис.4), сделанная в стиле древнего клейма, которые ставились на бронзовые изделия эпохи Чжоу (11-3 вв. до н.э.). Несомненно, что печать не имеет никакого отношения к тайному Обществу «Тянь Ди Хой» и доносит лишь буддийские идеи, смысл которых описан выше.
Вот что рассказал нам неприметный бронзовый амулет, тайну которого в полной мере до сих пор не удалось разгадать. А если представить, сколько еще интересных страниц блестящей традиционной культуры и истории могут приоткрыть и другие китайские амулеты, то это делает их коллекционирование занятием еще более интересным и увлекательным.
С.Н.
2 июля 2004 г.
Рис.1 |
Рис.2 |
Рис.3 |
Рис.4 |